Обеспечение безопасности объектов инфраструктуры транспорта, инженерных и энергетических систем и других требует особого подхода к организации процесса. Официально установленные регламентирующие нормы и требования органов, осуществляющих профильный надзор, определяют высокие стандарты. Отдельной важной задачей при этом следует считать предотвращение утечек данных, что может повлечь существенный рост рисков, а также тяжёлые экономические и другие потери.
Прежде всего, следует обозначить, о каких объектах идёт речь.
Инфраструктурные объекты можно условно подразделить на 3 большие группы – объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
К первой относятся дороги (как общего пользования, так и специальные), мосты, шлюзы, тоннели, дамбы и другие объекты и сооружения, связанные с перемещением, ремонтом или обеспечением различных видов транспорта. Сюда же можно отнести стоянки и гаражи.
Инженерная инфраструктура включает различные коммуникации:
- Электроснабжения (в частности, линии электропередач, трансформаторные подстанции и узлы);
- Водоснабжения и канализации (водопроводы и водоводы, водохранилища, канализационные трубы и коллекторы, очистные сооружения);
- Газоснабжения;
- Систем связи (телефонные линии, станции и подстанции стационарной и сотовой связи);
- Системы освещения.
Наконец, социальная инфраструктура — это всё то, что создано и обеспечивает жизнедеятельность людей в их естественной среде обитания – от учреждений медицины и образования до объектов торговли.
Подобное разнообразие требует индивидуального подхода и тщательной проработки стратегии обеспечения безопасности с учётом специфики конкретного объекта инфраструктуры. Общими по факту можно считать лишь задачи, стоящие перед сотрудниками ЧОП или ЧОО, обеспечивающими охрану объекта. Прежде всего, это:
- охрана материально-технических ценностей;
- защита здоровья и безопасности жизнедеятельности работников таких объектов и других граждан;
- пресечение актов вандализма и террористической деятельности, что в последнее время приобрело приоритетное значение и стало особенно важным.
Специфика организации охраны инфраструктурных объектов
Охрана инфраструктурных объектов представляет собой целый комплекс мер, справиться с которым надлежащим образом могут лишь специалисты высокого уровня. «ОСН-6» под силу решить задачу комплексно, от анализа особенностей объекта и прилегающей территории, через разработку системной стратегии, учитывающей возможные риски и угрозы, к разработке модели реализации мер по обеспечению безопасности, включающих использование мобильных групп, а также технических и программных средств.
Прежде всего, разрабатывая стратегию защиты инфраструктурного объекта, следует:
- провести предварительную работу по выявлению наиболее уязвимых участков – таких, что расположены на значительном удалении, где существуют ограничения видимости, есть зоны с отсутствующим покрытием сотовой связи или низким уровнем радиосигнала;
- выявить объекты, которые в глазах потенциальных правонарушителей будут наиболее привлекательными и слабозащищёнными;
- провести оценку наличных ресурсов;
- разработать схему маршрутов, по которым будут проходить патрули, определить места установки электротехнических средств контроля безопасности, разместить и должным образом оборудовать стационарные посты охраны;
- предпринять меры по обеспечению развертывания мобильных групп, в том числе снабдить необходимыми транспортными средствами, устройствами связи, навигационным оборудованием – сотрудники должны в совершенстве владеть местностью, а руководство – в режиме реального времени централизованно контролировать маршруты их перемещения;
- выдать сотрудникам необходимые специальные средства, оружие, специально подготовленных собак.
Требования к персоналу
Для обеспечения максимальной эффективности при охране объектов инфраструктуры, персонал ЧОО и ЧОП должен обладать значительным опытом и высокой квалификацией. Это должна быть надёжная команда специалистов, прошедших «боевое слаживание»; они должны быть способны сохранять конфиденциальность информации и быть достаточно подготовленными для принятия автономных решений в ситуациях, требующих незамедлительного принятия самостоятельных решений.
Кроме того, необходимо в полной мере осознавать особенности вверенного объекта, в совершенстве ориентироваться на его территории и прилегающей местности, иметь представление о сильных и слабых местах.
Весь персонал ЧОО и ЧОП, решающий задачи по обеспечению безопасности инфраструктурных объектов, прошёл жесткий и многоэтапный отбор и квалификацию, аттестацию, в полной мере владеет техсредствами, призванными обеспечить безопасность, а также оружием и спецсредствами.
Какие задачи решаются при обеспечении охраны объектов инфраструктуры?
- Обеспечение пропускного режима и проноса, либо провоза грузов, не исключая багажа, личных вещей и ручной клади. КПП на границе охранной зоны следует оборудовать современными техсредствами, обеспечивающими досмотр, а также выявление запрещённых средств и веществ, оружия, частей оружия, взрывчатых веществ;
- Своевременно обнаруживать посторонние предметы (в частности – взрывные устройства), а также лиц, осуществляющих подготовку к актам терроризма или другим противоправным действиям;
- Обеспечить должный уровень взаимодействия с сотрудниками органов исполнительной власти;
- При необходимости обеспечивать эвакуацию сотрудников и пассажиров (третьих лиц) в случае возникновения ЧС.